|
| |
Сообщение: 5
Зарегистрирован: 17.03.10
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 01.04.10 05:17. Заголовок: Философия права
Правова́я филосо́фия (или филосо́фия пра́ва) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Философия права — междисциплинарная отрасль знания, объединяющая познавательные усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия. Возникшая в «осевое время», философия права прошла в своем развитии длинный и сложный исторический путь; на ней отразились все те социальные потрясения, через которые прошла мировая цивилизация. Эволюционируя в русле общих философско-культурологических парадигм, философия права прошла через античный космоцентризм (Платон, Аристотель, стоики), средневековый теоцентризм (Фома Аквинский), антропоцентризм Нового времени (Локк, Кант и др). Особое направление в ее развитии составили конценпции правового негативизма (греческие софисты и циники, Макиавелли, Штирнер, Ницше, Бакунин, большевизм), в полемике с которыми философия легальности и правопорядка оттачивала свою аргументацию. Крайне драматичной оказалась судьба философии права в восточнославянском мире. Начав делать свои первые шаги в XIX в., она вышла к XX в. на европейский уровень, освободившись от духа ученичества и провинциализма. Но последующие события, связанные с октябрьским переворотом и приходом к власти большевиков, резко изменили ее участь. Эмиграция спасла жизнь И.Ильину, С.Булгакову, Н.Бердяеву, П.Сорокину, Е.Сперанскому, Б.Вышеславцеву, Н.Тимашеву, продолжившим за рубежом свои философско-правовые исследования. Но в Советском Союзе философия права как таковая перестала существовать. В философско-правовых учениях прошлого и настоящего проявилась конструктивная способность культурного сознания к упорядочению, оформлению стихийного социально-правового опыта в концептуальные модели с разнообразием присущих им функций мировоззренческого, ценностно-ориентированного, нормативно-регулятивного и воспитательно-образовательного характера
|